Мы встретились с ED Tech'ом в 2 часа дня, и поехали смотреть. У него тоже был с собой фотоаппарат, я осталась 400-ая пленка с Бутово, и день обещал быть более удачным. Мы приехали на место и подошли к станции "ВВЦ". Станция построена гораздо больше чем наполовину.

  И вот мы уже у стен здания станции. В общем-то смотрится красиво, только близость к автодороге привела к тому, что стена имеет не белый, а грязно-серый цвет. Правый (лицом в сторону депо) путь готов уже давно, на нем проходят обкатку составы. Необычный контактный рельс - три полосы: синяя, красная и желтая. А вот здесь к ним подводится электричество от подстанции.

  Обходим станцию вокруг, и заходим в вестибюль. Эскалаторы уже установлены.

  Идти по нему не хочется, да и наверняка еще нельзя. Другой вход на станцию находится только в другом ее конце, в служебной части. Рабочие на станции любезно разрешают ее посмотреть, и мы проходим в служебную зону. Здесь такие же узкие коридоры, как в станциях в Бутово. Большинство дверей закрыто, за открытыми - просто пустые комнаты. Потолок еще не готов.

  Доходим до конца станции и по винтовой служебной лестнице вокруг шахты лифта поднимаемся наверх, на платформу. Видим дверь, выходим - и попадаем на уровень ниже. Прямо под нами - тягово-понизительная подстанция, здесь она называется ТПП. Выше находятся станционные пути. Вдоль путей - шкафы с рубильниками. Видимо, это система управления энергоснабжением линии.

  Поднимаемся выше на один уровень, и вот мы на платформе. Станции действительно очень похожи на бутовские по архитектуре внутреннему устройству. Только козырек над платформой другой - здесь он стоит на двух боковых опорах, а не на одной центральной.

  А это - правый путь. На линии идут испытания подвижного состава, контактный рельс находится под напряжением, поэтому в целях предосторожности пути огорожены временным заграждением. Слева видна табличка: "Стой, высокое напряжение".

  А вот это - стык ходовой балки. Так здесь называется рельс. Поверхность балки не гладкая, к ней привинчены статоры - металлические пластины из хорошо намагничивающегося материала. От них отталкиваются электромагниты, находящиеся на днище вагона поезда, приводя его в движение.

  На платформе к нам подходит молодой строитель, мы с интересом общаемся. Основной вопрос: а как же будет обеспечиваться безопасность пассажиров, находящихся на платформе? Ведь никаких постоянных ограждений нет, а рельс находится почти на уровне платформы, что может вызвать у множества пассажиров непреодолимое желание походить по нему, что уже само по себе чревато. Снаружи пути тоже нет никаких ограждений, поэтому оттуда можно легко загреметь вниз. А если маршрут будет пользоваться популярностью, и платформа в час-пик будет напоминать станцию "Царицыно"? Рабочие не смогли ответить на этот вопрос. Они занимаются отделкой, и в их задании ничего такого нет. Мы видим, что кроме отделки на станции уже все готово, и пристройка чего-либо не предвидится. Неужели все и правда будет так плохо?
  Еще этот рабочий нам поведал, что подвижной состав сегодня не ходит. Обкатка идет не постоянно, а по мере надобности, и заведуют ей люди, сидящие в депо, и к строителям никакого отношения не имеющие. Что ж, было немного жаль, но тем не менее поход был успешным - мы ведь попали на станцию!
  Станция явно не рассчитана на сколь-нибудь большой пассажиропоток. Об этом свидетельствует размер пассажирского прохода. Две створки - вот и все. Еще две - с другой стороны платформы.

  За эскалаторной галереей имеется небольшая площадка. Здесь можно будет любоваться идущими по линии поездами. Выглядеть будет и впрямь неплохо. Пока что оттуда виден лишь убегающий в сторону станции "Экспоцентр" пустой перегон. Из состава - только тележка для обслуживания контактного рельса.

  А вот это - проход к эскалаторам.

  А это левый путь. Сейчас поезда по нему еще не ходят - не готов контактный рельс, поэтому он немного поржавел и обледенел. На нем стоит еще одна тележка.

  Эта тележка - единственный вид хозяйственного транспорта, который мне довелось видеть на монорельсовой линии. С внешней стороны рельса к ней прикреплена конструкция наподобие скамейки. На ней сидит рабочий. В прошлый раз я видел это приспособление в действии. Немного странно выглядят ноги строителя, торчащие из-под брезента и висящие ниже рельса. Я тогда это сфотографировал, но, к сожалению, снимок не получился. :-( Для передвижения тележки используется физическая сила работающего.

  Увы, ее устройство разглядеть не удалось, потому что она вся завешена брезентом - так теплее, да и снег за шиворот не падает. Но вы можете посмотреть на сайт monorail.narod.ru - там запечатлены ранние периоды строительства линии, которые происходили летом. Там вы сможете найти множество подобных конструкций.
  Что ж, мы все посмотрели и нам пора дальше, в сторону депо. На прощание еще несколько снимков. Это - платформа, стоя лицом в сторону служебного выхода. Этот выход - дверь в правой части стены.

  Снова помещение вестибюля. Служебный проход - дверь справа от эскалаторов.

  Кассы (на предыдущем снимке они за спиной).

  Выходим и идем вперед. Следующая остановка - "Экспоцентр". Вот и она. К сожалению, опять плохо получилась. Видимо, мой фотоаппарат неисправен.

&Подойдя ближе видим то, что никак не ожидали увидеть на стройке начала XXI века. На красном фоне белыми буквами рядом со служебным входом - лозунг, как в старые добрые (или злые - кому как) советские времена. Вот уж не думал, что подобные традиции еще где-то живы.

  Обходим вокруг. Станция совершенно такая же, как и "ВВЦ". Такое же здание вестибюля, такая же подстанция, даже козырек на платформе - один в один.

  Заходим в пассажирский вестибюль. Здесь эскалаторов еще нет.

  На нас обращает внимание молодой рабочий из начальства (в белой каске), и спрашивает, кто мы такие. После непродолжительной беседы, в ходе которой я дал ему адреса пары интернет-сайтов (этот в том числе) нам было разрешено остаться. От него же мы узнали, что сегодня обкатки действительно нет, но можно всегда узнать, когда она будет. Расписание обкатки выдается рабочим на неделю вперед. И на предстоящей неделе поезда будут ходить с 10:00 до 16:00 каждый будний день.
  Это - натяжная камера эскалатора. В ней что-то делают строители, видимо бетонируют пол. Проем под эскалаторную галерею затянут тканью.

  Снова обходим вокруг станцию (здесь на платформу можно попасть пока только через служебный вход на противоположной стороне) и поднимаемся по лестнице. Платформа - в точности такая же, как на "ВВЦ".

  Правый путь. Тоже без каких-либо ограждений.

  Эскалаторная галерея в торце станции. Козырек еще тоже не готов.

  Это - конечная станция. Дальше - только депо. Интересно, будут ли пассажиров выгонять из поезда, идущего на оборот, или же можно будет кататься сколько хочешь? Хотелось бы прокатиться по деповской территории и взглянуть на нее сверху.

  Крупным планом - аварийный людской ходок вдоль пути.

  На платформе тоже идут работы по отделке и установке козырька.

  Левый путь.

  Напоследок - еще раз платформа, вид в сторону служебного выхода.

  Выходим и идем дальше. Проходим под соединием подводящих кабелей с контактным рельсом. Здесь еще ничего не готово, кабели просто торчат в разные стороны.

  Дальше - самая интересная, но, увы, уже закрытая для доступа часть - электродепо для подвижного состава. Монорельс - единственный вид транспорта, которому не нужны ворота на территорию депо. Линия легко перемахивает через забор.

  Перед зданием депо расположено оборотное кольцо. На нем находятся две стрелки, от которых вдоль здания отходят подъездные пути. На самом оборотном кольце стоит еще одна тележка.

  Стрелка на монорельсе - очень сложное и массивное сооружение. Время ее перевода - 30 секунд. Эта стрелка не может долго работать непрерывно, поэтому монорельс, в отличие от традиционной железной дороги, не может быть разветвленную сеть.

  За оборотным кольцом, перед зданием депо, находится кран. С помощью его скорее всего снимают новый подвижной состав с автомобилей-трейлеров и ставят на рельсы. Об этом свидетельствуют ворота в здании, находящиеся напротив.

  Рельсы под краном почему-то сложены в сторонке. Судя по всему они временные. Почему - непонятно. Упомянутые ворота видны в правой части снимка за металлическими фермами.

  Подъездные пути идут вдоль всего здания депо. С другого его конца расположена круглая пристройка с воротами, в которые эти пути заходят. В этой части расположен поворотный круг, называемый здесь трансбордером. Он служит для снятия состава с линии и подачи его на парковые пути депо. На линии должно быть шесть составов, на одном пути умещается два. Следовательно, в депо должно быть 3 парковых пути. Депо уже действует, территория охраняется и туда никого не пускают, поэтому, к большому сожалению, внутренности депо осмотреть не представляется возможным.

  А вот и состав - его отлично видно сквозь стекла в здании. К сожалению, фотоаппарат - не человеческий глаз, поэтому фотографии смотрятся хуже из-за бликов. Но тем не менее видно вагоны. Вагоны очень маленькие. Вместимость каждого - всего 8 человек. По словам строителей, в каждом вагоне имеется столик. Надеемся, народ не превратит монорельс в подвижной кабак по типу трамвая "Аннушка", курсирующего по кольцу возле станции метро "Чистые пруды".

  А это - головной вагон поезда.

  Голова второго поезда. Сетка - это внутренний забор, которым огорожен путь в депо, подходящий в этом месте слишком близко к поверхности земли.

  Идем обратно. Еще раз - стрелка и кран, с другого ракурса.

  Стрелка крупным планом.

  А вот из этой фотографии понятен принцип ее работы. Стрелка состоит из двух ходовых балок, соединенных нижними (нерабочими) сторонами. Одна из них перевернута. Одна балка - это прямой участок пути, вторая - кривой. Перевод стрелки осуществляется путем поворота этой конструкции на 180 градусов.

  Идем дальше обратно, доходим до трамвайной остановки в районе станции "Экспоцентр" и садимся на трамвай. Следующая остановка нашего путешествия - станция "Улица академика Королева". Самая большая и красивая из всех..
  Через некоторое время мы прибыли на место. Увы, на улице начало темнеть.

  Эта станция сильно отличается от всех остальных. В этом месте монорельсовая линия проходит над трамвайной, пути закреплены не на одной опоре, как на других участках, а на поперечной балке, опирающейся на две опоры, стоящие по бокам трамвайных путей. Над путями расположена и станция.
  Обходим ее сбоку. Она настолько большая, что не влезает полностью в кадр.

  А это ее другой конец. Здесь расположены служебные лестницы. В той части, что находится на противоположной стороне, будет лифт. Здесь слева внизу находится ТПП.

  У ED Tech'а кадр получился немного лучше. Туда станция влезла почти вся.

  ТПП крупным планом:

  С другой стороны станции располагается пассажирский вход. У этой станции он находится сбоку. Лестница очень высокая. Вдоль нее будет эскалатор, пока что там только ниша для него. Стоит первая опора козырька галереи.

  Поднимаемся наверх. Действительно высоко.

  Нижняя часть эскалаторной галереи крупным планом.

  Заходим на станцию, и попадаем в распределительный зал. Увы, снова получились темные фотографии. К счастью, в прошлый раз во время неудачного похода несколько фотографий все же получилось. Это - распределительный зал, вид в сторону проходов на платформы. Что в центре - пока не известно, просто какое-то помещение.

  С противоположной стороны зала находятся билетные кассы.

  Служебная зона - такая же, как и везде. Узкие проходы с дверями. Эти фотографии тоже остались с прошлого раза.

  И тут тоже можно встретить воспитательные лозунги.

  А так выглядит лестница на платформу.

  Платформа находится за этими дверями.

  И наконец - мы в станционном зале. В отличие от остальных станций, здесь две боковые платформы. Это - левая.

  Вот это действительно опасная станция. Контактные рельсы на линии проходят с внешней стороны, поэтому на всех станциях, кроме этой, они оказываются с противоположной стороны от платформы. Здесь же, поскользнувшись и свалившись с платформы, попадание под напряжение гарантировано. А сколько будет желающих перебраться на противоположную платформу прямо по путям - даже думать не хочется...

  Обратно идем через служебный проход в другом конце платформы. Попадаем на узкую винтовую лестницу. Проходим чуть-чуть вверх, там видна какая-то маленькая металлическая дверца. Зяглянув за нее, видим, что находится в чердачном помещении станции.

  Еще через пролет находится запертая дверь со значком высокого напряжения. Как нам объяснили строители, именно за этой дверью находится ДЦХ - диспетчерская централизованного хозяйства. Это - главный пульт управления всей линии. Аппаратура там уже установлена, и там работают люди во время испытаний подвижного состава. Сейчас же там никого нет. Рядом видим лужу, от которой исходит характерный запах - видимо, недобросовестные строители используют это место в качестве туалета.

  Наш путь вниз лежит через правое крыло. По дороге заходим на правую платформу. Это - ее вид в сторону пассажирских дверей.

  А собственно здесь должен быть лифт. Пока еще от него ничего нет - голая шахта.

  Покидаем и эту станцию, и направляемся еще дальше. Сегодня хочется посмотреть всю линию. Снова идем на трамвайную остановку. Подъехал "отурникеченный" трамвай, открыл все двери. При виде турникета мы впали в легкое замешательство, затем вошли в среднюю дверь. И, как показала практика, правильно сделали. ED Tech решил проверить действие своего проездного с магнитной полосой, и попробовал всунуть его в валидатор. И тут мы снова впали в легкий ступор, ибо валидатор не работал. Билет попросту не пролезал в него. Видимо, кто-то уже позаботился о том, чтобы забить его жвачкой или кусочком бумаги. Вот такая вот фигня вышла из этой затеи. Всех, кто с нами в этом мнении солидарен, просим пройти на www.turniketov.net
  На трамвае мы доехали до конечной возле Останкинского пруда. Все, дальше идти только пешком. Подойдя к станции, мы обнаружили, что ее строительство сильно остает от тех станций, на которых мы были в начале. Пассажирский вестибюль был еще совсем не отделан. Там вовсю шла работа.



  Наверх мы не поднимались. Разрешение получить не удалось, хотя мы не жалели. Тем более что у меня кончилась пленка. Наверху станция была в точности такая же, как "ВВЦ" и "Экспоцентр". Мы покинули и эту станцию, и отправились дальше.
  По пути мы обратили внимание, что слишком увлеклись станциями. У нас не было ни одной фотографии перегона. Поэтому ED Tech сделал своим цифровиком два снимка того места, где линия пересекает Октябрьскую железную дорогу.



  На этом месте у ED Tech'а кончился аккумулятор, и мы оба остались без фототехники. Хотя, было уже совсем темно, и было ясно, что репортаж придется доделывать в следующий раз. Впрочем, у нас не было причин быть недовольными - у нас имелось около 60 фотографий! Тем более, что фотографий станций нам еще видеть не приходилось. Поэтому мы решили все равно дойти до конца просто чтобы посмотреть, что там сделано. Совсем недалеко от того места, которое изображено на последнем снимке, за спиной у фотографа за поворотом находится станция "Улица Милашенкова". Эта станция оказалась самой недостроенной - там еще даже не было пассажирского вестибюля, велось только строительство его конструкции из кирпича. На платформе также были только одни колонны - никакого козырька. "Тимирязьевская" - конечная станция линии, находится в лучшем состоянии, однако рабочие поднимаются на нее по временным деревянным лесенкам - работы тоже еще очень много. Вот и все, подошло к концу наше первое путешествие вдоль монорельсовой линии. Усталые, но довольные, садимся в метро на "Тимирязьевской", и едем к родному дому.

(C) 2003 ED Tech и Sonic.
Сайт управляется системой uCoz